Региональная программа «Правовое просвещение и формирование основ законопослушного поведения обучающихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений»

Пояснительная записка

Региональная программа «Правовое просвещение и формирование основ законопослушного поведения обучающихся обучающихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений» разработана на основании Конституции РФ, Конвенции ООН о правах ребенка, принятой 20.11.1989г. (Сб-к междунар. договоров СССР, 1993г.), Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 №223-РФ (ред. от 01.09.2012), Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и в соответствии с поручением Минобрнауки Архангельской области (Письмо министерства образования и науки Архангельской области от 23.01.2013 №109/02-01-16/345 «О реализации поручений Президента»).

Одним из направлений государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан является развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных организациях общего образования различного вида и типа посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования определяют формирование гражданской позиции обучающегося, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические демократические ценности одним из личностных результатов освоения основной образовательной программы.

Региональная программа «Правовое просвещение и формирование основ законопослушного поведения обучающихся обучающихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений» (далее – Программа) является частью системы правового просвещения  и формирования основ законопослушного поведения обучающихся в Архангельской области и ориентирована на формирование гражданской идентичности, на формирование у обучающихся законопослушного поведения в качестве общественно одобряемого образца.

 

1. Программа разработана с учетом

- целей и задач воспитания обучающихся, определенных Концепцией  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ и федеральными государственными образовательными стандартами общего образования;

- повышения актуальности формирования у обучающихся ценностей гражданского общества и правового демократического государства;

- возрастных закономерностей развития обучающихся,  их возможностей и способностей на каждой ступени образования;

- прав и обязанностей детей и молодежи и возраста, с которого эти права и обязанности наступают;

- содержания примерных программ обучения школьников по предмету «Обществознание»;

- деятельностного характера образования, направленного на формирование универсальных учебных действий, коммуникативной, практической, творческой деятельности;

- обеспечения вариативности и гибкости в использовании содержания данной программы в условиях конкретного образовательного учреждения.

 

2. Структура программы «Правовое просвещение и формирование основ законопослушного поведения обучающихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений»

Программа структурирована по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование).

Программа имеет пояснительную записку, в которой представлены особенности программы, ее структура, цели  и задачи реализации программы на каждой ступени, а также особенности реализации программы в образовательном процессе.

Далее по каждой ступени программа представлена следующими элементами: планируемые результаты освоения программы; примерный учебно-тематический план; Содержание программы.

 

3. Цели и задачи программы

 

Возраст обучающихся

Обучающиеся 1-4 классов

Обучающиеся 5-9 классов

Обучающиеся 10-11 классов

Цель

формирование правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания; оптимизация познавательной деятельности, профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности жизнедеятельности человека.

Задачи

- знакомство  обучающихся с основными правами человека (право на имя, на неприкосновенность частной жизни, на труд и образование и др.)

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- формирование умения выражать свое мнение и конструктивно разрешать конфликты;

- воспитание ответственности за свои поступки.

- воспитание у школьников уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам;

- развитие интереса обучающихся к праву;

- формирование умений обучающихся разрешать конфликтных ситуаций в семье и школе.

- развитие творческого потенциала школьников через актуализацию темы прав человека, норм законов и ответственности за их несоблюдение.

– знакомство обучающихся с правами и обязанностями;

– воспитание гражданской ответственности, уважения к правам и свободам другого человека;

– формирование способности и готовности к ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом;

– развитие социально-правовой активности, умений подростков грамотно отстаивать свои права.

 

4. Особенности реализации программы в образовательном процессе

На основе данной программы педагоги образовательных учреждений могут разработать

- раздел программы воспитания и социализации  обучающихся  (как часть основной образовательной программы школы);

- программу внеурочной деятельности, имеющую духовно-нравственную или общекультурную направленность;

- программу факультативного (элективного) курса, имеющего правовую направленность.

Содержание программы и количество часов  и может варьироваться в зависимости от условий образовательного учреждения и уровня подготовленности обучающихся в объеме не более 25%.

Программа правового просвещения обучающихся направлена на реализацию задач федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Приложения к программе:

Приложение 1. Список нормативных правовых актов.

Приложение 2. Список литературы для педагогов (указаны источники, в которых педагоги смогут найти методические разработки обучающих и воспитательных мероприятий как для обучающихся, так и для их родителей).

 

 

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

Планируемые результаты освоения программы

В результате освоения программы обучающийся должен знать

- правила поведения, принятые в современном обществе;

- названия основных документов в области защиты прав человека;

- основные документы, подтверждающие социальный статус человека;

- о равных возможностях людей, вне зависимости от национальной принадлежности;

- права человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени;

- органы (службы), которые занимаются защитой прав ребёнка;

уметь

- уметь раскрыть сущность определений из области прав человека;

- проявлять уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- осознать свою этническую и национальную принадлежность;

- выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других;

- конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

- проявлять осторожность  и осмотрительность при общении с незнакомыми и малознакомыми людьми;

- самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей, классом, школой, обществом;

- устанавливать причинно-следственные связи между правами, обязанностями и ответственностью.

- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость к окружающим людям.

владеть

- приемами решения практических ситуаций;

- правилами поведения безопасного для себя и окружающих;

- приемами бесконфликтного общения  и поведения;

- алгоритмом действий в случае нарушения прав ребенка.

 

Примерный учебно-тематический план

 

Наименование разделов и тем

Количество часов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1.

Раздел «Право и ответственность»

1.1.

Наше право

1

1

1

1

1.2.

Что такое ответственность?

-

-

1

1

1.3.

Ценность жизни

1

1

-

-

2.

Раздел «Гражданские права и свободы»

2.1.

Государство – это мы

-

-

-

1

2.2.

Я и мое имя

1

 

 

 

2.3.

Личные документы

-

1

-

-

2.4.

Кто где живет?

-

-

1

-

2.5.

Дети планеты Земля

-

-

-

1

2.6.

Право на тайну

-

-

-

1

2.7.

Право на собственное мнение

-

-

1

-

2.8.

Законы дружбы

-

-

1

-

3.

Раздел «Семья и семейные отношения»

3.1.

Моя семья

1

-

-

-

3.2.

Семейный отдых

-

1

1

-

3.3.

Мой дом

-

-

-

1

4.

Раздел  «Образование: права и обязанности»

4.1.

Мой труд

-

1

1

-

4.2.

Как важно быть грамотным

1

-

-

-

4.3.

Наша школа

-

-

-

1

4.4.

Права и обязанности обучающихся

-

-

1

-

5.

Раздел «Здоровье и безопасность»

5.1.

Если хочешь быть здоров

-

1

-

-

5.2.

Урок безопасности

1

1

1

1

5.3.

Безопасная улица

1

1

1

1

6.

Раздел «Защита прав и ответственность ребенка»

6.1.

Правонарушение. Виды ответственности.

-

-

1

1

6.2.

Как защитить свои права

-

-

-

1

6.3.

День защиты детей

1

1

1

1

 

Итого

8

9

12

12

 

Содержание программы

 

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Формы занятий

Радел 1. «Право и ответственность»

Тема «Наше право»  

Правила вокруг нас. Конституция РФ. Конвенция о правах ребенка. Декларация прав человека. Права и обязанности человека. Реализация прав ребенка. Справедливость. Конфликт прав.

Осознание правил, принятых  в современном обществе.

Знакомство с основными документами в области защиты прав человека.

Понимание сущности определений «право», «ответственность», «справедливость».

Решение практических ситуаций «Права в жизни».

 

Классный час

Тема «Что такое ответственность?»

Ответственность по отношению к другим людям. Взаимодействие с другими людьми. Внимательное отношение к людям.

Понимание необходимости отвечать за свои поступки, проявлять  ответственность по отношению к другим людям.

Установление причинно-следственных связей.

Решение практических ситуаций, связанных с взаимодействием с другими  людьми.

Беседа, ролевая игра

Тема «Ценность жизни»

Право на жизнь. Право детей на защиту здоровья Жизнь, ценность жизни, лишение жизни, безопасность. Права – всеобщие и неделимые.

Осознание ценности человеческой жизни.

Выполнение правил безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Проявление положительного отношения к сохранению и укреплению здоровья.

Анализ жизненных ситуаций.

Беседа

Раздел 2. «Гражданские права и свободы»

Тема «Государство – это мы»

Государство. Обязанность государства - соблюдение и защита прав и свобод каждого гражданина. Конституция РФ – основной закон нашего государства.

Объяснение смысла понятий «государство», «гражданство», «гражданин».

Знакомство с основным  законом нашего государства - Конституцией РФ.

 

Беседа

Тема «Я и мое имя»

Имя, значение имени, отчество, фамилия

Понимание значения имени в жизни человека.

Понимание значения отчества и фамилии для человека.

Беседа, рисунок «Мой портрет»

Тема «Личные документы»

Права, обязанность, возраст, требования, поведение, документ, свидетельство о рождении.

Знакомство с документами, подтверждающими социальный статус человека.

Рассматривание и сравнение документов: свидетельство о рождении, паспорт.

Беседа, работа в группах

Тема «Кто где живет?»

Страна, народы, дружба, иностранный язык, национальность, раса, вера, сходство, различия, такт, деликатность, терпимость, унижение, обычаи.

Осознание целостности окружающего мира.

Проявление уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Осознание своей этнической и национальной принадлежность.

Беседа, игра «Мы похожи»

 

 

Тема «Дети планеты Земля»

Равные возможности детей разных национальностей. Национальная культура.

Знакомство с традициями представителей различных культур и национальностей.

Заседание международного детского клуба

Тема «Право на тайну»

Информация, источники получения информации. Тайна переписки. Персональные данные. Необходимость обеспечения безопасности персональных данных. Личные вещи ребенка.

Осознание права человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Освоение доступных способов получения информации из различных источников.

Соблюдение правил переписки, сохранения и передачи  персональных данных.

Понимание сути и назначения личных вещей, формулирование правил отношения к личным вещам («своим и чужим»).

Классный час

Тема «Право на собственное мнение»

Право каждого человека на собственное мнение, на свободу мысли и высказываний.

Изучение правил высказывания своего мнения.

Упражнение в выражении своего мнения, восприятие (слушание и понимание)  мнения других.

Обсуждение вопроса «Всегда ли нужно высказывать своё мнение?»

Беседа

Тема «Законы дружбы»

Дружба, друг, друзья. Качества настоящего друга. Бесконфликтное общение. Причины ссор и пути их разрешения.

Объяснение смысла понятий  «дружба», «друг», «общение», «конфликт».

Изучение правил бесконфликтного общения  и поведения.

Анализ  конфликтных ситуаций, объяснение причин их возникновения и проектирование путей их разрешения.

Разрешение конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества (решение ситуационных задач).

Беседа, просмотр видеофрагментов, работа в группах

 

Раздел 3. «Семья и семейные отношения»

Тема «Моя семья»

Семья. Члены семьи, родственные связи. Качества личности, которые способствуют укреплению семьи (уважение, забота, сочувствие, сопереживание, почтение). Защита прав ребенка членами его семьи.

Понимание назначения семьи. Характеристика семьи и семейных отношений.

Подбор примеров, подтверждающих важную роль семьи в жизни человека.

Беседа, сюжетно-ролевая игра «Семья»

Тема «Семейный отдых»

Право на отдых. Семейный отдых: активный, пассивный. Условия для отдыха, сохранение здоровья.

Понимание того, что отдых необходим для сохранения здоровья человека.

Составление рассказа, подготовка  презентации, альбома о видах семейного отдыха.

Беседа, практическое занятие

Тема «Мой дом»

Условия жизни. Дом и его функции. Предметы быта и роскоши.

Объяснение понятий «дом», «быт».

Характеристика условий жизни, благоприятных для развития ребенка.

Выражение собственного мнения о необходимых предметах быта и предметах роскоши.

Беседа, сообщение по теме «Мои желания»

Раздел 4. «Образование: права и обязанности ребенка»

Тема «Мой труд»

Деятельность: игра, учеба, общение, труд. Домашний труд ребенка. Дети как рабочая сила

Объяснение понятий «труд», «учеба», «посильный и непосильный труд», «рабочая сила».

Различение видов деятельности человека.

Объяснение и характеристика  посильных для ребенка видов трудовой деятельности.

Беседа

Тема «Как важно быть грамотным»

Образование, право на образование.

Объяснение понятий «образование», «обучение».

Понимание значимости образования.

Беседа

Тема «Наша школа»

Право на образование. Распорядок в школе. Устав школы – закон ее жизни. Права учащихся в школе. Ответственность учащихся.

Знакомство с внутренним распорядком в школе и правилами поведения обучающихся.

Знакомство с основными положениями Устава школы.

Знакомство с правами учащихся в школе.

Конкретизация понятия «ответственность учащихся».

Беседа

Тема «Права и обязанности обучающихся»

Права учащихся в нашей школе и классе. Правила поведения в школе, классе.

Подбор примеров из жизни школьника по теме «Права и обязанности школьника».

Разработка правила поведения в школе, классе (работа в группах).

Практическое занятие

Раздел 5. «Здоровье и безопасность»

Тема «Если хочешь быть здоров»

Право на охрану здоровья. Здоровый образ жизни.

Раскрытие понятия «здоровье».

Понимание значимости здоровья и необходимости соблюдение определенных правил для сохранения здоровья человека.

Обсуждение правил ведения здорового образа жизни; демонстрация   примеров и приемов ведения здорового образа жизни.

Знакомство с услугами системы здравоохранения.

Классный час с приглашением медицинского работника школы

Тема «Урок безопасности»

Поведение на улице. Обращение с незнакомыми людьми на улице. Предотвращение опасных ситуаций на улице с детьми. Осторожность. Осмотрительность.

Выполнение правил безопасного для себя и окружающих поведения.

Решение практических ситуаций, связанных с правилами поведения на улице, общения с незнакомыми людьми.

Упражнение в общении с незнакомыми и малознакомыми людьми.

Беседа, просмотр видеофрагментов, решение ситуационных задач

Тема «Безопасная улица»

Дорожная безопасность, правила дорожного движения. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Дорожно-транспортный травматизм.

Формулирование правил безопасного поведения на улицах и дорогах.

Соблюдение правил дорожного движения.

Различение прав и обязанностей пешеходов, велосипедистов, пассажиров.

Выявление причин дорожно-транспортного травматизма.

Анализ практических ситуаций, связанных с дорожно-транспортным травматизмом.

Беседа с  инспектором ГИБДД, социальная акция,  конкурс рисунков «Мой двор, моя улица»

Раздел 6. « Защита прав и ответственность ребенка»

Тема «Правонарушение. Виды ответственности»

Правонарушения: проступки и преступления. Виды наказаний несовершеннолетних детей и подростков

Называние признаков правонарушений.

Различение видов правонарушений и  видов ответственности

Подбор примеров проступков и правонарушений.

Анализ практических ситуаций, связанных с правонарушениями.

Беседа с инспектором по делам несовершеннолетних.

Тема «Как защитить свои права»

Органы власти в чьи обязанности входит защита прав ребенка.

Знакомство с органами (службами), которые занимаются защитой прав ребёнка.

Составление алгоритма действий в случае нарушения прав ребенка.

Решение практических ситуаций.

Классный час, беседа с инспектором по делам несовершеннолетних.

Тема «День защиты детей»

Осознание и освоение правил поведения, принятых в современном обществе.

Выполнение правил безопасного для себя и окружающих образа жизни и поведения.

Выражение собственного мнения.

Праздничное мероприятие, конкурс рисунков «Я рисую свои права», викторина

 

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

Планируемые результаты освоения программы

В результате освоения программы обучающийся должен знать

- содержание прав и свобод человека и гражданина РФ;

- понятие и принципы правосудия;

- органы и способы правозащиты;

уметь

- характеризовать организации и деятельность органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров;

- использовать различные формы социальной защиты и социального обеспечения.

 

Примерный учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

1.

Раздел «Основы права

1.1.

Право, мораль и религия

 

 

 

2

 

1.2

Ловушка для подростка

 

 

3

 

 

2.

Раздел «Права человека»

2.1.

Встреча с законом

2

 

 

 

 

2.2.

Основной закон государства

 

2

 

 

 

2.3.

Человек и его права

 

 

2

 

 

3.

Раздел «Права ребенка»

3.1.

Ваши права, дети

1

 

 

 

 

3.2.

Конвенция о правах ребенка. Охранная грамота детства

 

2

 

 

 

4.

Раздел «Гражданские и политические права»

4.1.

Гражданство и гражданин

 

 

 

1

 

4.2.

Права детей по гражданскому кодексу

 

 

 

 

1

5.

Раздел «Трудовое право»

5.1.

Права детей по трудовому кодексу

 

 

2

 

 

5.2.

Труд – право или обязанность?

 

 

 

2

 

6.

Раздел «Семейное право»

6.1.

Семья – это…

 

 

 

 

1

6.2.

Семья и закон

 

 

 

 

2

7.

Раздел «Взаимоотношение прав и обязанностей. Обязанности детей»

7.1.

Мои права = мои обязанности

2

 

 

2

 

7.2.

Законы об обязанностях

 

1

 

 

 

8.

Раздел «Защита прав человека»

8.1.

Как защитить свои права?

 

 

 

 

2

8.2

Защита прав человека на международном уровне

 

 

 

 

1

 

Итого

5

5

7

7

7

 

Содержание программы

 

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Формы занятий

Радел 1. «Основы права»

Тема «Право, мораль и религия»

Понятия «право», «правовая норма». Элементы системы права. Источники права. Правовая норма и ее структура. Виды правовой нормы.

Освоение понятий «право», «правовая норма», «элементы права», «источники права».

Лекция с элементами дискуссии

Тема «Ловушка для подростка»

Понятие «правоотношения», виды юридической ответственности.

Изучение новых понятий: правоотношения, юридическая ответственность.

 

Лекции и беседы с обучающимися, имитационные игры

Раздел 2. «Права человека»

Тема «Встреча с законом»

Понятие «конституция». Конституция как основной закон страны.

Изучение  основ конституции РФ (знакомство с отдельными статьями конституции).

Работа в группах в процессе подготовки к викторине.

Беседа, викторина «Что мы знаем о конституции?»

Тема «Основной закон государства»

Глава 2 Конституции РФ. «Права и свободы человека и гражданина».

Знакомство с правами человека, отраженным ив Конституции РФ.

Беседа.

Прием «Новая конституция» (составление своего перечня прав, сопоставление с Конституцией РФ»)

Тема «Человек и его права»

Права человека как регулятор отношения человека, общества и государства. Появление прав человека. Подходы к правам человека. Основные документы по правам человека. Всеобщая декларация прав человека.

Европейская конвенция по правам человека.

Изучение документов.

Сопоставление прав человека, прописанных в Европейской конвенции, и ситуации их реализации в РФ.

Беседа, работа с документами (в группах), прием «Шкала»

Раздел 3. «Права ребенка»

Тема «Ваши права, дети»

Общее понятие прав ребенка. Отличие прав ребенка от прав взрослых. Права ребенка в школе.

Изучение понятия «права ребенка», понимание сущности определения «право», «ответственность», «справедливость».

Беседа с использованием активных и интерактивных методы работы

Тема «Конвенция о правах ребенка. Охранная грамота детства»

Основные группы прав детей по конвенции.

Изучение Конвенции прав ребенка.

Знакомство с текстом и историей принятия конвенции по правам ребенка.

Понимание важности для каждого школьника знания прав ребенка (обсуждение вопросов в группах).

Практическое занятие – изучение документа

Раздел 4. «Гражданские и политические права»

Тема «Гражданство и гражданин»

Понятие «гражданин», «гражданство». Условия получения гражданства. Гражданство ребенка. Закон РФ «О гражданстве».

Изучение новых понятий.

Рассмотрение закона «О гражданстве» (главы 2 и 3: приобретение и прекращение гражданства РФ).

Беседа, рассмотрение ситуаций, связанных с приобретением или лишением гражданства

Тема «Права детей по гражданскому кодексу»

Характеристика ГК РФ, имущественные права детей по ГК РФ.

Знакомство с ГК РФ, решение правовых задач.

Драматизация ситуаций, касающихся имущественных прав детей.

Практическое занятие

Раздел 5. «Трудовое право»

Тема «Права детей по трудовому кодексу»

Трудовой кодекс РФ, особенности регламентации труда несовершеннолетних.

Знакомство с основными правами и обязанностями несовершеннолетних работников по ТК РФ.

 

Беседа. Работа с коллажами в группах по трудовым правам детей.

Тема «Труд – право или обязанность?»

Права и обязанности работников.

Общая характеристика трудового кодекса. 

Работа в группах по выявлению нарушений прав человека по трудовому кодексу.

Имитация действий, связанных с поиском работы.

Решение ситуационных задач, практическое занятие «Прием на работу»

Раздел 6. «Семейное право»

Тема «Семья – это…»

Семья как объект и субъект правового регулирования. Взаимообязанности в семье.

Определение понятия «институт семьи», понимание его важности для  общества.

Беседа,

инсценирование ситуаций в семье, связанных с правами

Тема «Семья и закон»

Общая характеристика семейного кодекса РФ.

Знакомство с семейным кодексом РФ.

Выявление нарушений норм семейного кодекса при разборе ситуаций.

Решение задач по семейному праву

Раздел 7. «Взаимоотношение прав и обязанностей. Обязанности детей»

Тема «Мои права = мои обязанности»

Взаимоотношения прав и обязанностей. Права и обязанности родителей и детей в семье.

Изучение документов, где определены основные права детей.

Понимание, что наличие прав предполагает наличие обязанностей.

Выработка основных обязанностей пятиклассника.

Беседа

Тема «Законы об обязанностях»

Обязанности человека.

Всеобщая декларация прав человека (каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.). Европейская конвенция по правам человека. Конституция РФ об обязанностях человека (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы; каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ; трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях).

Изучение основных обязанностей, обозначенных в конституции РФ и других документах.

Понимание важности и целесообразности для развития общества наложения обязанностей.

Выработка своего варианта перечня обязанностей человека (обсуждение в группах).

Беседа и практическое занятие: составление «Декларации обязанностей человека»

Раздел 8. «Защита прав человека»

Тема «Как защитить свои права?»

Юридические гарантии прав человека – наличие механизмов защиты. Самозащита своих прав и свобод.

Судебная  защита прав человека и гражданина. Несудебная защита прав человека и гражданина.

Изучение правозащитных технологий, знакомство с основными институтами защита прав в РФ. (судебная система, прокуратура, уполномоченный по правам человека и др.)

 

Беседа, практическое занятие, практическое занятие «Защити свои права»

 

Тема «Защита прав человека на международном уровне»

Международные механизмы защиты прав человека (ООН и Совет Европы).

Деятельность Европейского Суда по правам человека.

Изучение дел, рассмотренных в  Европейском Суде по правам человека -  ЕСПЧ.

Изучение дел, рассмотренных в  Европейском Суде по правам человека, просмотр видеофрагментов, посвященных работе ЕСПЧ, ООН и других институтов, занимающихся защитой прав человека

 

 

СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

Планируемые результаты освоения программы

В результате освоения программы обучающийся должен знать

- основные права и обязанности юношества в области семейного, имущественного, гражданского, трудового и уголовного отраслей прав;

- названия основных документов, регулирующих правовые отношения в  различных отраслях права;

- приемы работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

уметь

- соотносить собственное поведение и поступки других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации,

- защищать правопорядок и грамотно отстаивать свои права правовыми способами и средствами;

- реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности.

 

Примерный учебно-тематический план

 

Раздел, тема

Количество часов

10 класс

11 класс

1.

Раздел «Личные права»

1.1.

Крепкая семья – личная ответственность каждого

2

 

1.2.

Ответственное родительство

 

2

2.

Раздел «Имущественные права»

2.1.

Имущественные права

несовершеннолетнего гражданина

2

 

2.2.

Имущественные споры

2

-

3.

Раздел «Социальные и культурные права»

3.1.

Несовершеннолетние и право на труд

2

-

3.2.

Избирательное право: формула социальной ответственности

-

4

3.3.

Гражданин и воинская обязанность

4

2

3.4.

Правонарушения и юридическая ответственность

4

4

3.5.

Сумей себя защитить

2

2

 

Итого

18

14

 

Содержание программы

 

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Формы занятий

Радел 1. « Личные права»

Тема «Крепкая семья – личная ответственность каждого»

Брак. Правовое регулирование отношений супругов. Брачный контракт.

Знакомство с правами и обязанностями вступающих в брак, правами и обязанностями родителей.

Анализ возможных последствий безответственного поведения родителей.

Моделирование и решение ситуаций, требующих применения норм правового регулирования отношений супругов и родителей и детей.

Практическое занятие, решение ситуационных  задач

Тема «Ответственное родительство»

Права и обязанности родителей. Усыновление детей. Опека и попечительство над детьми. Права несовершеннолетних детей»

Практическое занятие, решение ситуационных  задач

Раздел 2. Имущественные права

Тема «Имущественные права несовершеннолетнего гражданина»

Правоспособность и дееспособность гражданина. Недееспособность сделок, совершённых несовершеннолетними. Обязательства вследствие причинения вреда несовершеннолетним. Наследование несовершеннолетними.

Знакомство с имущественными  правами и обязанностями гражданина, в том числе несовершеннолетнего.

Освоение понятий «правоспособность», «дееспособность» и «недееспособность», Выявление причин недееспособности гражданина.

 

Беседа

Тема «Имущественные споры» Недееспособность сделок, совершённых несовершеннолетними. Обязательства вследствие причинения вреда несовершеннолетним. Наследование несовершеннолетними

Моделирование и решение ситуаций, требующих применения норм правового регулирования имущественных споров.

Практическое занятие, решение ситуационных  задач

Раздел 3. Социальные и культурные права

Тема «Несовершеннолетние и право на труд»

Трудоустройство и занятость. Права несовершеннолетних. Гарантии трудовых прав несовершеннолетних: запрещение направления в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работа в ночное время, в выходные нерабочие и праздничные дни; увольнение по инициативе работодателя только с согласия государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и др.

Знакомство с  правами несовершеннолетнего при устройстве на работу.

Моделирование и решение ситуаций, требующих применения норм правового регулирования несовершеннолетнего и работодателя.

Практическое занятие, решение ситуационных  задач

Тема «Избирательное право: формула социальной ответственности»

Избирательная система и избирательное право. Принципы избирательного права. Гарантии избирательных прав граждан. Порядок проведения выборов.

Знакомство с избирательной системой РФ.

Понимание значения избирательного права для гражданина РФ.

Осознание потребности в активной гражданской позиции.

Овладение правилами выражения своей гражданской позиции в правовом поле.

Анализ и обсуждение возможных социальные последствий принимаемого решения.

Беседа «Что такое избирательное право?» (с приглашением  представителей Участковой избирательной комиссии), дискуссия «Молодёжь и выборы: формула социальной ответственности», конкурс сочинений-рассуждений «Если бы я был президентом (депутатом)»

Тема «Гражданин и воинская обязанность»

Конституционный долг – защита Отечества

Обязанности и права призывников.

Характеристика мировых процессов и сопоставление их с безопасностью государства.

Знакомство c примерами самоотверженного служения  по защите Отечества.

Знакомство с воинской  обязанностью гражданина РФ.

Знакомство с обязанностями и правами призывников, в том числе на альтернативную службу.

Анализ причины и возможные последствий нежелания служить в армии.

Анализ и  характеристика реформы в армии.

Дебаты (примерная тема «Служить или не служить в армии: нравственный выбор»), встречи с интересными людьми (примерная тема «Армия – школа для настоящих мужчин»), дискуссия «Реформы в армии: моя позиция»

Тема «Правонарушения и юридическая ответственность»

Административная, материальная и уголовная ответственность несовершеннолетнего.

Действие УК во времени и пространстве. Виды преступлений. Лица, подлежащие уголовной ответственности. Вина. Соучастие в преступлении. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Виды наказаний. Освобождение от уголовной ответственности и от наказания. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Преступления против семьи и несовершеннолетних

Знакомство с видами ответственности, в том числе несовершеннолетнего гражданина.

Анализ причин преступных деяний.

Знакомство с видами уголовных преступлений.

Осознание неотвратимость наказания.

Моделирование и решение ситуаций, требующие применения норм уголовного права.

Дискуссия «Как и почему становятся преступниками»; цикл бесед по теме «Правонарушения и  юридическая ответственность», ролевая игра «Если вы попали в полицию»

Тема «Сумей себя защитить»

Применение правозащитных технологий через самозащиту своих прав и свобод и основные  институты защиты прав в РФ (судебная система, прокуратура, уполномоченный по правам человека и др.)

Моделирование  и решение ситуаций, требующие применения норм из различных областей права.

Ролевая игра, решение ситуационных  задач

на применение норм из различных областей права

 

Приложение 1

Список нормативных правовых актов

 

Международный уровень

  1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948).
  2. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Нью-Йорк, 30.09.1990; Россия подписала Декларацию 31.01.1992).
  3. "Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы" (Принята в г. Нью-Йорке 09.12.1998 Резолюцией 53/144 на 85-ом пленарном заседании 53-ей сессии Генеральной Ассамблеи ООН).
  4. "Декларация прав ребенка" (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
  5. "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
  6. "Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии". (Принят в г. Нью-Йорке 25.05.2000 Резолюцией 54/263 на 97-ом пленарном заседании 54-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН).
  7. "Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения" (Вместе с "Согласительной процедурой")  (Заключена в г. Париже 20.10.2005).
  8. "Декларация и программа действий в области культуры мира". Резолюция 53/243 Генеральной Ассамблеи ООН.  (Принята в г. Нью-Йорке 13.09.1999 на 107-ом пленарном заседании 53-ей сессии Генеральной Ассамблеи ООН).
  9. "Европейская социальная хартия (пересмотренная)" (принята в г. Страсбурге 03.05.1996).
  10. "Европейская конвенция об осуществлении прав детей" (ETS N 160) [рус., англ.] (Заключена в г. Страсбурге 25.01.1996).
  11. Рекомендация Европейского Союза от 24 января 1996 г. N 1286(1996) по Европейской стратегии в отношении детей.
  12. Всеобщая декларация о культурном разнообразии. Принята 31-й сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО, Париж,02.11.2001г.
  13. "Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях". (Принята 03.12.1986 Резолюцией 41/95 Генеральной Ассамблеи ООН).
  14. "Декларация принципов терпимости" (Принята в г. Париже 16.11.1995 Резолюцией 5.61 на 28-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО).
  15. "Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования". (Заключена в г. Париже 14.12.1960).
  16. "Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей" [рус., англ.]. (Заключена в г. Гааге 19.10.1996).
  17. "Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия" (CETS N 201) [рус., англ.]. (Заключена в г. Лансароте 25.10.2007).
  18. "О правах детей, постоянно проживающих в специализированных учреждениях".

Рекомендация N R (2005) 5 Комитета министров Совета Европы. (Принята 16.03.2005 на 919-ом заседании представителей министров).

  1. "Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы)". (Приняты 14.12.1990 Резолюцией 45/112 на 68-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).

Федеральный  уровень

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
  2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 14.06.2012).
  3. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.12.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.01.2013).
  4. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)" от 26.11.2001 N 146-ФЗ(ред. от 05.06.2012, с изм. от 02.10.2012).
  5. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2012, с изм. от 17.01.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 15.01.2013).
  6. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012).
  7. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.12.2012).
  8. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012).
  9. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изм. и доп., вступающими в силу с 31.01.2013).
  10. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012)"Об образовании".
  11. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  12. Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
  13. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Об исполнительном производстве" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013).
  14.  Федеральный закон от 07.08.2000 N 122-ФЗ (ред. от 08.11.2011) "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации".
  15. "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 25.12.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013).
  16. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О рекламе"(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013).
  17. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
  18. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1(ред. от 28.07.2012) "О средствах массовой информации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012).
  19. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
  20. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 29.02.2012)"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
  21. Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".
  22. Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 21.11.2011) "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
  23. Федеральный закон от 28.06.1995 N 98-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений".
  24. Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 16.10.2012) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
  25. Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013).
  26. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012).
  27. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "О противодействии экстремистской деятельности".
  28. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О воинской обязанности и военной службе".
  29. Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".
  30. Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года".
  31. Указ Президента РФ от 26.03.2008 N 404 (ред. от 29.12.2012) "О создании фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации".
  32. Указ Президента РФ от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
  33. Указ Президента РФ от 13.04.2011 N 444 "О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации".
  34. Указ Президента РФ от 01.09.2009 N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка".
  35. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года".
  36. Указ Президента РФ от 20.10.2012 N 1416 "О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания" (вместе с "Положением об Управлении Президента Российской Федерации по общественным проектам").
  37. "Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан" (утв. Президентом РФ 28.04.2011 N Пр-1168).
  38. Постановление Правительства РФ от 11.01.2006 N 7 (ред. от 12.12.2012) "О Федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы".
  39. Постановление Правительства РФ от 05.10.2010 N 795 (ред. от 06.10.2011) "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы".
  40. Постановление Правительства РФ от 06.05.2006 N 272 (ред. от 07.06.2012, с изм. от 24.09.2012) "О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав" (вместе с "Положением о Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав").
  41. Распоряжение Правительства РФ от 03.02.2010 N 134-р (ред. от 20.09.2012) «О Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года».
  42. Распоряжение Правительства РФ от 22.02.2012 N 209-р «О концепции федеральной целевой программы «Культура России (2012 - 2018 годы)».
  43. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года").
  44. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 N 2148-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы».
  45. Приказ Генпрокуратуры РФ от 26.11.2007 N 188 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи".

 

Региональный  уровень

  1. Закон Архангельской области от 24.09.2012 N 536-33-ОЗ "О бесплатной юридической помощи, правовом информировании и правовом просвещении в Архангельской области".
  2. Закон Архангельской области от 30.09.2011 N 326-24-ОЗ"Об организации и обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей"(принят Архангельским областным Собранием депутатов 28.09.2011).
  3. Закон Архангельской области от 28.04.2012 N 460-30-ОЗ "О профилактике правонарушений в Архангельской области".
  4. Закон Архангельской области от 20.09.2005 N 83-5-ОЗ (ред. от 04.06.2012) "О молодежи и молодежной политике в Архангельской области".
  5. Указ Губернатора Архангельской области от 17.04.2012 N 46-у "Об утверждении положения о совете при Губернаторе Архангельской области по организации бесплатной юридической помощи, правового информирования и правового просвещения населения на территории Архангельской области.
  6. Постановление Правительства Архангельской области от 12.10.2012 N 463-пп "Об утверждении государственной программы Архангельской области "Развитие образования и науки Архангельской области на 2013 - 2016 годы".
  7. Постановление Правительства Архангельской области от 11.10.2011 N 369-пп (ред. от 25.09.2012) "Об утверждении долгосрочной целевой программы Архангельской области "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации и допризывная подготовка молодежи в Архангельской области (2012 - 2014 годы)".
  8. Постановление Администрации Архангельской области от 26.08.2008 N 187-па/27 (ред. от 02.10.2012) "Об утверждении долгосрочной целевой программы Архангельской области "Профилактика преступлений и иных правонарушений в Архангельской области на 2009 - 2012 годы".
  9. Распоряжение Правительства Архангельской области от 25.01.2011 N 15-рп "Об организации допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации в Архангельской области".

 

Приложение 2

Список литературы для педагогов

  1. 1 сентября: Всероссийский день правовых знаний // Право в школе - 2010. - № 3. - С. 2-4.
  2. Абашкина О.А. Права детей : урок по правоведению в 7 классе // Образование в соврем. шк. - 2007. - № 4.- С. 23-27.
  3. Акчурин Т.Ф. Ответственность несовершеннолетних и их законных представителей // Справ. рук. образоват. учреждения. - 2008. - № 10. - С. 46-58.
  4. Акчурин Т.Ф. Гражданско-правовое положение несовершеннолетних в современной России // Право в школе. - 2010. - № 2. - С. 24-35; № 3. - С. 48-62.
  5. Анин О.В. Права ребенка в школе: как разработать социальный проект? // Право в школе. - 2009. - № 3. - С. 43-48.
  6. Баракина А.А. Защита прав ребёнка : педсовет // Воспитатель дошкольного. образоват. учреждения. - 2007. - № 2. - С. 112-115.
  7. Бессонова О. Творческие задания на уроках права в начальной школе // Учитель. - 2009. - № 5. - С. 28-30.
  8. Блинкова И. Организация внеурочной деятельности по истории // Учитель. - 2008. - № 1. - С. 74-77.
  9. Боровик В.Г. О правах детей и обеспечении их защиты // Администратор образования (ОвД). - 2012. - № 16. - С. 3-11.
  10. Боровик В.Г. Об обеспечении прав граждан при приеме в общеобразовательные учреждения // Администратор образования (ОвД). - 2012. - № 17. - С. 3-6.
  11. Быкова И.Н. Информация в школьный правовой уголок // Работа соц. педагога в шк. и микрорайоне. - 2009. - № 2. - С. 50-58.
  12. В Поморье проанализировано состояние законности в сфере соблюдения прав детей // Защити меня!. - 2008. - № 4. - С. 37.
  13. Вавилова А.А. Методы педагогического воздействия на учащегося // Справ. клас. рук. - 2007. - № 4. - С. 45-53.
  14. Васильева О.Н. Час общения "Права детей" // Работа соц. педагога в шк. и микрорайоне. - 2010. - № 1. - С. 103-105.
  15. Войтко М.В. Что разрешает нам закон: (групповой практикум) // Основы государства и права. - 2008. - № 2-3. - С. 64-67.
  16. Воробьёва Т.А. "Сказка - ложь, да в ней намек..." // Практика адм. работы в шк. - 2011. - № 4. - С. 75-77.
  17. Галактионова А.Ф. "Есть права и у детей"// Читаем, учимся, играем. - 2012. - № 8. - С. 32-37.
  18. Гулидов П.В. Защита учителем свободы убеждений учащихся // Справ. зам. директора шк. - 2008. - № 9. - С. 84-89.
  19. Демакова И.Д. Новая идеология воспитания: признание самоценности, прав и свободы ребенка // Директор школы. - 2008. - № 10. - С. 61-66.
  20. Демченко Н.В. Права и обязанности детей и родителей // Работа соц. педагога в шк. и микрорайоне. - 2009. - № 2. - С. 60-73.
  21. Елисеева Т. Помогите Косте : сценарий правового турнира // Учит. газ. - 2007. - 21 авг. (№ 34). - С. 18.
  22. Ермакова Е. Мучить и оскорблять запрещается : классный час на тему "Государство и наши права" // Учит. газ. - 2011. - 25 янв. (№ 3-4). - С. 32.
  23. Журавлева И.А. Конвенция о правах ребенка: принимать и исполнять // Право в школе. - 2009. - № 4. - С. 58-59.
  24. Зубенко Г.С. Равные права должны быть у каждого // Дет. дом. - 2006. - № 4. - С. 11-12.
  25. Ивонина А.И. Региональный проект "Кто защитит наши права?" // Основы государства и права. - 2009. - № 2-3. - С. 63-70.
  26. Игра "Права подростков" // Работа соц. педагога в школе и микрорайоне. - 2011. - № 5. - С. 78-89.
  27. Илюхина Г.Е. Взаимосвязь и взаимозависимость толерантности и правовой культуры в школе // Наука и практика воспитания и доп. образования. - 2008. - № 2. - С. 65-71.
  28. Иоффе А.Н. Социальное проектирование в правовом образовании // Основы государства и права. - 2006. - № 6. - С. 37-61.
  29. Кайнова Н.Л. Нестандартные подходы в вопросах правового образования и воспитания школьников. Московские городские викторины "Я и мои права" // Право в школе. - 2010. - № 1. - С. 18-25.
  30. Как аукнется... // Здоровье школьника. - 2006. - № 7. - С. 26-27.
  31. Калантыра А.А. Программа модульного учебного курса "Правовое воспитание младших школьников в группе продленного дня" для 1-4 классов средних общеобразовательных школ (в рамках эксперимента по развитию профильного правового образования) : [разработки уроков для 1-4 кл.] // Право в школе. - 2009. - № 2. - С. 2-9; № 4. - С. 11-17; 2010. - № 1. - С. 13-17.
  32. Калиничева О.А. Игра-соревнование "Права ребёнка" // Справ. клас. рук. - 2007. - № 12. - С. 14-18.
  33. Кожин Ю.А. Права и ответственность ребенка по российскому законодательству: элективный курс для учащихся 8-11 классов (17 часов) // Право в школе. - 2006. - № 2. - С. 8-10; 2007. - № 1. - С. 44-52. 
  34. Козлова Н. Знать и соблюдать : тема "Междунар. право и ваши права". 7 кл. // Граждановедение: прил. к "Учит. газ.". - 2006. - 29 июня (№ 26). - С. 4.
  35. Козлова Н. Предмет государственной и международной заботы: тема "Права ребенка". 6 кл. // Граждановедение: прил. к "Учит. газ.". - 2006. - 3 авг. (№ 31). - С. 7.
  36. Копылова М.Н. Изучаем Конвенцию о правах ребенка : (классный час с приглашением родителей) // Нач. шк. плюс До и После. - 2006. - № 1. - С. 39-41.
  37. Кошелева Л.Ф. Классный час "Наше право" // Завуч нач. шк. - 2008. - № 7. - С. 113-116.
  38. Краткая информация о Конвенции ООН о правах ребёнка // Защити меня!. - 2008. - № 4. - С. 4-5.
  39. Кузнецова, Л. Главный документ о правах ребенка // Нар. образование. - 2007. - № 4. - С. 237-239.
  40. Майорова-Щеглова С.Н. Обеспечение и защита прав ребенка в образовательных учреждениях // Нар. образование. - 2007. - № 4. - С. 223-228.
  41. Макеева В.В. Классный час на тему "Права и обязанности гражданина": 3 кл.// Нач. шк.: журн. - 2011. - № 9. - С. 82-85.
  42. Неугодникова Н.Н. Свободные граждане свободной страны // Дет. досуг. - 2011. - № 2. - С. 78-92.
  43. Никулина Т.В. Бинарный урок "Права родителей и детей" // Право в шк. - 2010. - № 1. - С. 43-44.
  44. Окружной тур правовой викторины "Я и мои права. Северный ПравСоюз" // Право в шк. - 2010. - № 1. - С. 26-30.
  45. Певцова Е.А. Возмещение вреда, причинённого ребёнку // Нар. образование. - 2008. - № 2. - С. 275-279.
  46. Пилипенко Т.А. Материалы для бесед с подростками; Круглый стол "Права несовершеннолетних в школе" // Работа соц. педагога в шк. и микрорайоне. - 2010. - № 5. - С. 110-125.
  47. Пишкова О. Права ребёнка в Российской Федерации сегодня и перспективы на будущее // Защити меня!. - 2007. - № 1. - С. 6-9.
  48. Попова Е. Гражданское образование и воспитание: права ребёнка // Сел. шк. - 2008. - № 5. - С. 52-58.
  49. Прошунина Т.Г. Из опыта работы в группах на уроках права // Право в шк. - 2011. - № 2. - С. 61-62.
  50. Рекомендация Комитета министров Совета Европы государствам-членам о правах детей и социальных услугах, адаптированных для детей и семей: (публ. в сокращении) // Соц. педагогика. - 2012. - № 5. - С. 9-19.
  51. Рехлецкая Е.А. Правовой кружок для подростков: содержание занятий // Работа соц. педагога в шк. и микрорайоне. - 2011. - № 4. - С. 119-126.
  52. Рожков А.И. Права и обязанности обучающихся // Юрид. журн. директора шк. - 2007. - № 5. - С. 59-62; № 7. - С. 41-49; 2008. - № 1. - С. 44-50.
  53. Санжиева Д.С.  Проект "Детская правозащитная сеть" // Справ. клас. рук. - 2009. - № 10. - С. 31-41.
  54. Симонова Э.А. Правовая поддержка педагогов и детей в школе // Справ. клас. рук. - 2010. - № 9. - С. 6-14.
  55. Смирнова О. Во-первых, ты - человек: тема "Права детей". 5 кл. // Граждановедение: прил. к "Учит. газ.". - 2006. - 4 мая (№ 18). - С. 4.
  56. Тематический раздел: система гражданско-правового образования и обеспечение соблюдения прав ребенка // Норматив. док. образоват. учреждения. - 2010. - № 3. - С. 12-70.
  57. Терентьева Е.В. Проект "Альманах прав школьника" // Право в шк. - 2006. - № 2. - С. 56-61.
  58. Тюляева Т.И. Права ребенка в образовательной сфере: обучение правам ребенка. Обеспечение прав детей с особыми потребностями // Основы государства и права. - 2008. - № 2-3. - С. 31-53.
  59. Уразаева Г.Ф. Ребенок и его права: (урок обществознания в 6 кл.) // Преподавание истории в шк. - 2010. - № 1. - С. 62-63.
  60. Фёклин С.И.  Конституционное право на бесплатное и общедоступное дошкольное образование // Справ.рук.дошкол.учреждения. - 2008. - № 10. - С. 55-64.
  61. Филатова Л.Н. Родительский лекторий "Предупреждение нарушений прав ребёнка в семье" // Работа соц. педагога в шк. и микрорайоне. - 2012. - № 4. - С. 41-51.
  62. Фоминых А.М. Правовой статус ребенка в Российской Федерации // Право в школе. - 2008. - № 1. - С. 42-44.
  63. Форум в Кремле. Подросток и современное общество: права и ответственность // Воспитат. работа в шк. - 2008. - № 2. - С. 123-125.
  64. Халбиева С.Г. Брейн-ринг "Права ребенка"// Преподавание истории и обществознания в шк. - 2008. - № 3. - С. 79.
  65. Хлюпова Е.В. Элективные курсы по праву в предпрофильной подготовке учащихся // Право в школе - 2011. - № 1. - С. 29-33.
  66. Ходаев О.К. Трудовые права несовершеннолетних : план-конспект занятия // Право в школе. - 2007. - № 2. - С. 17.
  67. Шахтина И.М. Конвенция о правах ребенка – детям // Профил. шк. - 2010. - № 3. - С. 43-45.
  68. Щербакова Е.Я. "Дни права" в образовательном учреждении // Справ. клас. рук. - 2012. - № 3. - С. 20-24.
  69. Яровая О.М. Профилактическая беседа для родителей "Защита прав и достоинства ребёнка в семье"; Профилактическая беседа "Родительское отношение" // Работа соц. педагога в шк. и микрорайоне. - 2012. - № 5. - С. 63-77, 88-96.
Яндекс.Метрика
разработка сайтов